Embroidery

Какие цвета можно и нельзя использовать при вышивании икон

Какие цвета можно и нельзя использовать при вышивании икон

 

Подбор цветов для вышивания икон – дело ответственное. Какие цвета можно и нельзя использовать в вышивании икон Вы узнаете в этой статье.

 

Если вы используете не готовый набор, а вышиваете иконы крестиком или вышиваете бисером иконы именные и подбираете нитки или бисер к схеме самостоятельно, следует знать, какие цвета можно или нельзя использовать. Необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке икон, а в особенности, про серый цвет, который никогда не использовался в иконописи.

 

Итак, с серого цвета и начнём.

 

 - Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Старайтесь найти замену этому цвету в бисере или нитках мулине.

 

-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну. Во многих сюжетах это мог быть цвет тайны. Пример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос, старца в короне.

 

-Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

 

-Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества).

 

-Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой (мулине таких оттенком множество).

 

-Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – это люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.

 

-Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный - цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения (победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны (как знак торжества вечной жизни).

 

-Пурпурный, или багряный. Этот цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Цвет царя, владыки (Бога на небе), императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет, всегда присутствовал на ИКОНАХ на одеждах Богоматери (царицы Небесной).

 

-Золотой. Блеск мозаик и икон, он позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. На любой иконе есть цвет золота, а мулине есть золотое металлизированное.

 

Это основные цвета, используемые в вышивке и цвета, которыми нельзя вышивать. Надеюсь, что Вы сознательно подходите к вышиванию икон, подбору ликов, а теперь и цветов материалов.

О правилах вышивания икон читайте в моих предыдущих статьях.

 

Использовались материалы из сайта http://myhobi.org

 

С уважением и любовью,

руководитель объединения рукоделия «Нить Ариадны»

Виолетта Чуйко

 

avatar